«Сказ о казаке Пешкове»

«Сказ о казаке Пешкове» исторический экскурс, посвящённый 165-летию со дня рождения командира Амурского казачьего полка, совершившего конный переход из Благовещенска в Санкт-Петербург Дмитрия Николаевича Пешкова.
9 тысяч километров. Менее чем за двести дней. Зимой. В одиночку. Не меняя лошади…
Дмитрий Николаевич Пешков родился в 1859 году в приамурской станице Албазинская в казачьей семье. Карьеру начинал штатским телеграфистом, но затем поступил в Иркутское юнкерское училище. По всему наш герой был весьма неглупым молодым человеком, ибо в ту пору в плане общеобразовательной подготовки к будущим юнкерам предъявлялись весьма высокие требования.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что училище Пешков окончил по первому разряду (аналог современного красного диплома).
Был зачислен подхорунжим Амурского конного полка, расквартированного в Благовещенске. Всего через пару лет стал казачьим сотником. Глобальных войн на Дальнем Востоке в те годы не было. Вроде как и воинская служба, но в то же время скука. Как боролись с ней другие офицеры Амурского полка — неизвестно, а вот тридцатилетнему сотнику Пешкову вдруг пришла в голову идея пересечь всю Россию-матушку верхом.
Дмитрий Пешков выехал из Благовещенска 7 ноября 1889 года. Первый отрезок пути лежал через родное Албазино и далее через Сретенск на Шилке и Верхнеудинск на Иркутск, Томск и Омск. То есть самый сложный участок его путешествия по таежному бездорожью с дикими зверями, беглыми каторжниками и прочими лихими людишками пришелся еще и на самый холодный период времени — теплее минус 20 фактически и не было. Сам Пешков придумал для себя три варианта обозначения погоды: «Мороз ужасный. Мороз убийственный. Мороз невероятный».
Сегодня не то что путешествовать, а просто читать такое — уже холодно! Между тем, по словам самого сотника, мороз ему всегда нравился больше оттепели, поскольку оттепель лишь расслабляет всадника и лошадь, а вот мороз, напротив, добавляет лошади шагу. Несносен, по мнению Пешкова, лишь глубокий снег, «не менее истощающий и истомляющий лошадь, чем самый сыпучий песок».
Все эти подробности дошли до наших дней в виде дневника Пешкова. На всем пути он скрупулезно вел путевые заметки и впоследствии они с помпой были изданы в Петербурге и разошлись по всей России.
До Омска сотник Пешков добрался 27 февраля, проскакав за 113 дней почти 5 тысяч верст. Здесь он задержался на несколько дней, дабы перевести дух и принять участие в торжествах, затеянных обществом казачьих офицеров Сибирского войска в честь своего отважного коллеги. Надо полагать, фуршет пришелся Пешкову как нельзя кстати. Поскольку, пускаясь в свою экспедицию, он, на наш взгляд, как-то уж очень легкомысленно отнесся к продуктовым запасам. Как следует из отчета о поездке, «провизии Пешков с собою не вез никакой, даже не имея при себе чаю и сахару. Все это он за плату получал на земских квартирах, где останавливался».
Там же, в Омске, конь Пешкова по кличке Серко (Серый) был осмотрен самим начальником окружного штаба генерал-майором бароном Таубе и еще несколькими казачьими офицерами. По их заключению, «лошадь имела здоровый и веселый вид; тело сохранилось удовлетворительно; спина совершенно здорова, без ссадин, только были несколько потерты бока, и на концах задних ног, выше копыт, вылезла шерсть». Без этого легендарного Серко, собственно, и не было бы рекорда Пешкова. Неслучайно француз Жан-Луи Гуро, автор книги о бравом казачьем сотнике, заявил, что «в этой истории прежде всего достойна восхищения лошадь, поэтому я называл роман именем Серко».
Серко, конь местной андреевской породы («забайкалка»), был приобретен Пешковым в 1885 году у казака Константиновской станицы за 150 рублей. К концу путешествия предприимчивые американцы предлагали за него уже 40 тысяч! Как следует из описания, по виду это была самая простая, неказистая, малорослая верховая лошадь: «конь светло-серой, почти белой масти, роста один аршин и четырнадцать с половиной вершков, очень кроткий; шаг большой и ровный, рысь покойная и выдающаяся при маленьком его росте». Интересная деталь — лошадь Пешкова благоразумно употребляла исключительно экологически чистую воду: «малейший запах или застоялость воды заставляет ее переходить на снег, который она ест очень охотно». Может, в этом и крылся секрет ее здоровья и долголетия? (К моменту путешествия Серко уже исполнилось 13 лет — почтенный для лошади возраст.)
В субботу, 19 мая 1890 года, под проливным дождем Дмитрий Пешков торжественно прибыл в российскую столицу. У Московской заставы его встретил эскадрон лейб-гвардии Казачьего полка, в сопровождении которого сотник направился прямиком в Казанский собор, где был отслужен благодарственный молебен. Дальше казака ждал торжественный прием у государя, на котором Пешков был удостоен ордена Святой Анны третьей степени. Получил почет, славу и народную любовь. Про него слагали стихи и песни.
Информационный материал взят у Казачество (традиции, история, культура) https://clck.ru/3ECXP3

#берёмдрузейидёмвмузей

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Краеведческий музей им. П.А. Флоренского Сковородинского муниципального округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

 

Подробнее


Он будет закрыт в 0 секунд

Перейти к содержимому