Из истории Албазинского острога

В 1619 году развернулось освоение русскими землепроходцами Восточной Сибири и привело к берегам Амура. Самая значительная экспедиция связана с именем Василия Пояркова, которому впервые удалось пройти огромный путь по Зее и Амуру, составить подробное описание этого края. Поярков был первым не только из русских людей, но из европейцев, кто совершил плавание по Амуру и произвел разведку нового края. Его экспедиция положила начало освоению амурских земель. После этого похода путь на Амур для русских был открыт.

В 1650 году отряд Е.П. Хабарова занял на Верхнем Амуре город даурского князя Албазы, имя которого впоследствии дало название острогу. 26 мая 1650 года Хабаров был уже в Якутске и докладывал воеводе о своем походе. Он привез чертежи реки Амур, где были нанесены пять даурских селений. Рассказы и доводы Хабарова были убедительны. В отряде между тем росло недовольство Хабаровым. Часть казаков пришла к нему, надеясь на быстрое обогащение за счет разбоя и грабежа. 136 человек покинули отряд, захватив разного имущества на 2 тысячи рублей и захватив войсковое знамя. Положение отряда ухудшилось. Теперь местные жители уже не верили, что притеснять больше уже не будут. Они отвечали упреками: недавно пошел вниз большой отряд, который громил и грабил селения. Обо всем этом Хабаров сообщил якутскому воеводе в отписке.

В ней же просил и помощи и намечал дальнейший план походов на другие реки – притоки Амура.Новый, особенно яркий, этап в русском освоении Приамурья в XVII веке начался с приходом в Албазинский острог зимой 1665-1666 гг. отряда из 84 казаков под предводительством атамана Никифора Черниговского. Приход их в «загадочную Даурию» был вынужденным, так как они бежали из Усть-Киренской волости на реке Лене, спасаясь от наказания за убийство Илимского воеводы Л.А. Обухова, жестко притеснявшего казаков. Обустроившись на новом месте, казаки предприняли активные действия, целью которых было заслужить прощение за содеянное преступление на реке Лене. Они усмирили местное население и начали брать с них ясак (дань). Население Албазина быстро увеличивалось.  Сюда стекались казаки и промышленные люди из остатков разных экспедиций, беглые крестьяне из Сибири и так называемые «гулящие люди».

Вокруг острога стали появляться заимки и зимовья русских. Собранный ясак албазинцы отправили в Москву вместе с «повинной челобитной». В марте 1672 года был издан царский указ, согласно которому, казаки подлежали помилованию, а Н.Р. Черниговский назначался царским приказчиком в Албазинском остроге. В 1682 году образовано Албазинское воеводство, учреждены печать и герб с изображением одноглавого орла с распростертыми крыльями, державшего в правой лапе лук, а в левой – стрелу. В начале 80-х гг. маньчжурское правительство Цинской империи стало готовиться к агрессии. Присутствие русских поселенцев в Приамурье лишало маньчжуров источников поступления ценной пушнины и препятствовало закабалению местного населения. С переходом некоторых племен на сторону русских, маньчжуры стали не без основания опасаться, что их примеру последуют и другие племена, проживающие не только на левобережье и в Верхнем Амуре, но и на его правобережье. Маньчжурские правители потребовали немедленного удаления казаков с Амура, послав им две грозные грамоты. готовясь к отражению врага, срубили новый острог, оградив стенами значительно большую, чем прежде, территорию. В 1683-1684 гг. маньчжурское войско вынудило русских оставить некоторые остроги и ясачные зимовья на Амуре и Зее. После этих успехов маньчжуры начали стягивать силы против первой столицы русского Приамурья – Албазина. Война неумолимо надвигалась. 4 июля 1685 года у стен Албазина появился маньчжурский авангард, а неделю спустя и все войско под предводительством генерала Лантаня и католических миссионеров. Прибыли маньчжуры на 100 судах рекой по 50 человек на каждом, 1000 конных воинов пришли сухим путем. Артиллерия врага состояла из 100 полевых и 50 осадных пушек. В осажденной крепости к этому времени было 450 защитников при 3 пушках и 300 пищалях. На требования о сдаче, воевода А. Толбузин ответил маньчжурам, что гарнизон будет защищаться до последней капли крови. Имея значительное численное превосходство, маньчжуры вынудили русских покинуть крепость и сожгли ее. Через два месяца Албазин вновь был занят русским отрядом во главе с А. Толбузиным и Бейтоном. Албазинцы были уверены, что маньчжуры не оставят их в покое. Началась усиленная подготовка к встрече врага. Новый острог возвели на старом месте. С учетом опыта последнего сражения, крепость строили деревянно-земляную с использованием новейших по тому времени достижений европейского фортификационного искусства. В начале июля 1686 года маньчжурский император Сюань Е отдал приказ о выступлении войск на Албазин. Очередная осада героического Албазинского острога продолжилась пять месяцев. В первые дни обороны погиб и прославленный воевода Алексей Толбузин. Но и вражеская армия понесла большие потери.

Непреодолимым препятствием на пути маньчжурских завоевателей стала неприступная русская крепость на Амуре. Тем не менее 27 августа 1689 года в Нерчинске был подписан первый договор между представителями Российского государства и маньчжурской правящей династией Цинн, определяющий границы между двумя государствами. Договор подписывался при очень неблагоприятных для России условиях. Часть левобережья Амура, согласно договора, переходила во владения Цинской империи. Албазинский острог, оказавшийся за пределами русской территории, подлежал уничтожению, а его жители – переселению. Много лет прошло со дня основания легендарного Албазина, но из поколения в поколение передается всенародное благоговение, восхищение и уважение русских людей к подвигам казаков-землепроходцев. Несомненно, присоединение Приамурья к Российскому государству имело очень большое историческое значение. Надо отдать должное всем русским землепроходцам, которые так или иначе участвовали в открытии Дальнего Востока, ведь благодаря им такая огромная территория примкнула к России.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Перейти к содержимому